Сочинение на тему: “Нравственный выбор моего ровесника в рассказе В.П. Астафьева “Конь с розовой гривой”, 6 класс

Примеры готового сочинения на тему «Нравственный выбор моего ровесника» в рассказе В.П. Астафьева “Конь с розовой гривой”, 6 класс

  • Произведение: «Конь с розовой гривой»
  • Автор: В.П. Астафьев
  • Класс: 6 класс

Пример 1

Виктор Астафьев – известный русский писатель. Детство автора было нелегким. Некоторые его рассказы являются автобиографичными, например, рассказ “Конь с розовой гривой” описывает то время, когда Виктор жил с бабушкой, потому что мать погибла, а отца осудили и отправили в Карелию.
Главным героем рассказа является мальчик, который живет в деревне у бабушки. Однажды по её просьбе он идет в лес за земляникой с соседскими ребятами. Бабушка пообещала внуку, что продаст ягоду на рынке и на вырученные деньги купить пряник в виде коня с розовой гривой. Мальчик встает перед трудным выбором: принести землянику бабушке или все-таки съесть ее и тем самым доказать Левонтьевским ребятам, что ему не слабо. Герой поначалу мнется, ему ведь не хочется обманывать старушку, но и при этом прослыть трусом он не хочет. В итоге после долгих метаний, он идет на поводу у ребят и совершает подлый поступок. Мальчик по совету Саньки, одного из детей Левонтьева, набивает туесок травой и только сверху кладет немного земляники. А тот проныра еще и шантажирует тем, что расскажет бабушке, если Витя не украдет у нее калач. И получается, что пойдя на поводу у другого, мальчик совершает несколько безнравственных поступков: обманывает и крадет. Конечно же потом герой испытывает муки совести, потому что он не привык так поступать, его так не воспитывали. Он жалеет, что поддался на уговоры Левонтьевых, которым такое обычно сходит с рук. Мальчик понимает, что все это неправильно, он хочет все исправить. Герой никак не может уснуть, он мечется и даже сравнивает себя с преступником. Витя решает проснуться с утра пораньше и рассказать все бабушке, но у него это не выходит, потому что бабушка уезжает рано.
На протяжение всего рассказа мы видим, как мучается мальчик, его внутренний конфликт, он даже вечером старается где-то задержаться, чтобы не приходить домой. Каждый самостоятельно выбирает свой путь, но можно помочь человеку сделать правильный выбор. Так бабушка и пытается направить Витю в нужное русло. Она стыдит его перед всеми, кто приходит, рассказывает, что он натворил. И мальчик понимает, что поступил плохо, он терпит то, как ругает его бабушка, ведь он неправ. Однако бабушка зла на него не держит и покупает ему пряник в виде коня.
Герой запомнил тот урок, который ему дала бабушка, на всю жизнь. Она отплатила ему добром, поэтому тот конь с розовой гривой, как символ прощения, остался у него в памяти на долгие годы.
Автор учит нас, что нужно поступать по совести, всегда стараться поступать правильно, чтобы не подводить других людей.

Пример 2

В рассказе Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой» мальчику Вите нужно было сделать тяжелый нравственный выбор. Что он предпочёл, и как всё это для него обернулось?

Главный герой – хороший, добрый мальчик, в принципе, такой же ребенок, как и все остальные. Немного хитрый, что тоже никак не выбивается. Как все дети, порой у него смещаются нравственные ориентиры. Очень часто в нашем возрасте дети попадают в плохую компанию по разным причинам. Одни в нее идут, потому что там весело, другие – чтобы казаться крутыми, третьи – чтобы завести друзей. Такой плохой компанией в рассказе Виктора Петровича являются «орлы дяди Леонтия». Их отец – бывший моряк, пристрастившийся к алкоголю. Это было одно из самых бедных семейств в округе, автор очень детально описывает степень их нищеты, рассказывая об убранстве дома с выбитыми стеклами, о том, как подобие забора пускалось каждую зиму на растопку, о том, как тётя Васёна каждый раз ходила по дворам и занимала в долг. В связи с тем, что Леонтий постоянно выпивал и буянил, а мать пыталась хоть как-то наладить быт и просила у соседей деньги, воспитанием детей никто не занимался, ребята росли невоспитанными, необразованными дикарями. Какой яркий диссонанс возникает у главного героя! С одной стороны есть бабушка – строгая женщина, любящая порядок, у которой все и все должны быть на своих местах, с другой – весёлое семейство, у которых нет ни правил, ни обязанностей. Витя еще не научился отличать добро и зло. Он пока ориентируется по своим чувствам – что ему нравится, а что нет. С семейством дяди Леонтия ему было весело и беззаботно. Для главного героя признание друзьями оказалось важнее, чем уважение бабушки, поэтому он выбрал послушать Сашку. Впоследствии Витя раскаивался в своём поступке и очень жалел, что пошел на поводу у леонтьевских ребят.

Таким образом, главный герой неправильно расставил приоритеты в жизни, решил, что уважение друзей важнее хороших отношений с бабушкой – самым близким человеком на свете. Бабушка хотела внуку только добра, не разрешала общаться с семьёй дяди Леонтия, но этих мер было недостаточно. В рассказе очень хорошо заметно, что Витей Сашка просто манипулировал (сначала взял на слабо в эпизоде с клубникой, затем заставил воровать калачи). Это может случиться с каждым из нас в таком возрасте, поэтому очень важно, чтобы родители контролировали круг общения своих детей.