Сочинение: «Комическое и трагическое в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова, 10 класс

Примеры готового сочинения на тему «Комическое и трагическое в пьесе «Вишневый сад», 10 класс

  • Произведение: «Вишневый сад»
  • Автор: А.П. Чехов
  • Класс: 10 класс

Пример 1

«Вишневый сад» — произведение Антона Павловича Чехова. Много лет критики так и не могут прийти к единому мнению, к какому же жанру его отнести. Сам автор расценивал свое творение, скорее, как комедию.

В этом произведении мы видим, что автор изображает своих персонажей, именно придерживаясь более комического варианта. Например, очень странными кажутся разговоры с мебелью Раневской и Гаева, то, как себя ведёт Шарлотта Ивановна. Или вот Петр Трофимов. Вроде бы он считает себя очень умным, однако сам Чехов называет его «вечным студентом», в чем и чувствуется небольшая насмешка автора. Лакей Яша после приезда из-за границы сам не свой, все мечтает о красивой жизни где-нибудь в Париже. Брат с сестрой, Гаев с Раневской, вместо того, чтобы послушать хорошего совета о сдачи земли в аренду все надеются на тетушку, которая должна прислать им деньги. В этом есть и комичность, поскольку они настолько живут в мечтах о предстоящих деньгах, что не видят ничего вокруг, однако есть и трагичность, так как ситуация плачевная, нужно решать, что делать, а не витать в облаках.

В произведении есть много чего трагичного. Например, продажа прекрасного вишнёвого сада, который является воспоминанием о детстве, и который новый владелец безжалостно вырубает. Раневская, прощаясь с садом, плачет, поскольку прощается со своим детством, юностью и счастьем. Однако при этом ни она ни её брат ничего не предпринимают, чтобы найти выход из бедственного положения. Лишь ходят да причитают. В этом и есть трагедия — в слабости человеческого духа, в неумении принимать решения. Все герои в этой истории несчастны, поскольку они слабохарактерны, не борются ни за что, а просто попусту тратят время на воспоминания о прошлом, а нужно то жить настоящим. Раневская печется о том, что денег нет, а при этом их бездумно тратит. Петя размышляет о труде, о том, что надо работать, однако не делает ничего уже месяцев пять. В произведении нет ни одного достойного персонажа, ну может быть за исключением Лопахина который один понимал, что нельзя жить прошлым и пытался придумать что-то новое. Трагично и то, что все забывают друг о друге, погружаясь в собственные переживания. В итоге герои разъезжаются, даже и не вспомнив о старом больном слуге Фиксе, который просто ложится и умирает от горя и безысходности.

«Вишневый сад» скорее всего можно назвать трагикомедией. Автор через странные и порой смешные поступки пытался показать, что у каждого героя своя боль, которую, если бы они захотели, смогли бы вместе преодолеть.

Пример 2

Чехов умеет рассмешить. Его рассказы заставляют смеяться в голос, а пьеса с глубоким трагичным смыслом читается с улыбкой на лице? Сам автор настаивал на том, что «Вишневый сад» — комедия, никак не драма. Как же у него это получается, рассказать о грустном смешно?

Яркие персонажи, которые часто выглядят нелепо.

Необразованный Лопахин читал, ничего не понял и заснул. Вскоре выдал: «Охмелия, иди в монастырь…»

Гаев разговаривает с мебелью: «Шкафик мой родной… (Целует шкаф.) Столик мой».

Пищик на вопрос: «Что в Париже? Ели лягушек?», — получает ответ Раневской: «Крокодилов ела». И удивляется: «Вы подумайте…»

Вечный студент Трофимов пытается философствовать, но даже Любовь Андреевна, представитель прошлой эпохи, смеется с глупой новизны его взглядов:

— Я так далек от пошлости. Мы выше любви!

— А я вот, должно быть, ниже любви.

Чехов постоянно сталкивает своих персонажей, чтобы добиться комичного эффекта. Эпифанов: «Как приятно на мандолине!». Дуняша резко в ответ: «Это гитара…» Наглец Яша: «Как приятно выкурить сигарету на чистом воздухе». Раневская: «Кто это здесь курит отвратительные сигареты…»

Чехов мастер таких приемов, но это фарс, внешняя оболочка пьесы. Мне кажется, он использует намеренную комичность и нелепость персонажей, чтобы сгладить боль от осознания трагедии, с которой столкнулась дворянская Россия на переломе двух эпох. Патриархальны устои, родовые гнезда, быт помещиков, высокая планка нравственности и образованности стали бременем для нового века. Все, на чем держалась Россия много столетий подряд, оказалось за бортом новой, быстрой, механизированной жизни. Раевская и Гаев лишаются вишневого сада, в котором выросли. Они прожили беззаботную жизнь дворян и теперь беспомощны перед новыми веяниями. Они не знают, что делать дальше со своей жизнью. Придумали сущую нелепицу: Раневская возвращается в Париж к любовнику, который ее обокрал; Гаев идет на службу в банк.

Продажа дома и земли — их личная трагедия. Но кто знает, может с вырубкой цветущего сада под дачные участки уйдет что-то невосполнимое не только из жизни этой семьи, но и из всей России? Чехов тоже вздыхает, прикрываясь веселыми репликами и ремарками. Но течение жизни не остановить.

Самое невероятное в этой ситуации, что владеть землей вишневого сада будет делец Лопахин. Его дед и отец были крепостными в этом имении, рабами, которых даже в кухню не пускали. Все перевернулось с ног на голову в России. Это ли не смешно? Это ли не трагично? Стук топора.

Adblock
detector