Сочинение: «Почему роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” назван “полифоническим”? 10 класс

Образцы сочинения на тему «Почему роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” назван “полифоническим”?»

  • Произведение: «Преступление и наказание»
  • Автор: Ф.М. Достоевский
  • Класс: 10 класс

Пример 1

Романы Достоевского — это квинтэссенция русской философичности. Если отбросить в сторону мрачные декорации тяжёлого быта, серость городов и трагичность судеб, остаются голоса. Голоса главных героев переплетаются с жизненными воззрениями автора, чтобы рассказать о многообразии идей, душевных терзаний и поисках истины. «Преступление и наказание» не исключение.
Больше музыкальный термин «полифония» как нельзя лучше описывает невидимую канву романа. Достоевский мастерски использует приём многоголосия, чтобы в одном произведении показать разные грани жизни, разные способы пройти свой путь, разные взгляды на нравственность, на греховность и на способность духовного роста. Нужно уточнить, что автор не даёт оценку своим героям. Каждый из них имеет право высказаться в монологах и диалогах. Обычно один герой является носителем одной идеи или проблемы. Таким образом, происходит нескончаемый диалог сознания всех персонажей.
Громче всех в романе звучит голос Раскольникова. Бывший студент, обезумевший от нищеты и безысходности, чувствующий вину за тяжёлое материальное положение матери и сестры, заразился идеей наполеонизма. Он убеждён, что у сильных мира сего есть право проливать кровь во имя блага. Он готов возвыситься над серой толпой, чтоб привести её к новой жизни любыми, даже антигуманными, способами.
Голос Сони Мармеладовой звучит вместе с голосом Раскольникова. Этот дуэт гармоничен именно потому, что конечная цель у героев одна — сделать мир лучше. Только Соня против насилия. Девушка, которой пришлось страдать от людской жестокости, уверена, что только добром можно победить зло.
Свидригайлова принято считать двойником Раскольникова. Он тоже убивал, ему не чужда жестокость. Но голоса этих героев к концу романа звучат в разных тональностях. Раскольников прошёл тяжёлый путь испытания совестью, он раскаялся, чтобы получить прощение. В финале его голос звучит в мажоре. Свидригайлов так и не признался в грехах, муки совести довели его до самоубийства, а голос потонул в миноре.
Автор даёт высказаться в романе и Лужину, чопорному, скупому и тщеславному себялюбцу. Ведь таким недалеким людям тоже есть место в обществе. Человек, который даже слова из Библии трактует с выгодой для себя: возлюби прежде всех самого себя, потому что все на свете на личном интересе основано.
Распознать голос автора в этом полифоничном романе несложно, он говорит с нами через своих героев, он дает им право на ошибку и даёт возможность вырасти духовно. Воспользоваться этим правом суждено не каждому, но выбор всегда за человеком.

Пример 2

Федор Михайлович Достоевский закончил свой роман «Преступление и наказание» в 1866 году. В центре этого произведения стоит убийство. По замыслу автора роман должен был показать, что от выбора человека зависит его будущее.  Это произведение очень необычное, оно охватывает многие социально-философские проблемы, рассказывает о трагичных судьбах разных людей.

Главным героем произведения является бедный студент Родион Раскольников. Он уверен в своей идее деления людей на «обычных», то есть простых и ни на что не способных, и «необычных», тех, кто могут вершить судьбы других. Раскольников задумывает убийство старухи-процентщицы, он считает, что это будет делом благим, потому что старуха лишь приносит вред. Студент считает себя великим человеком, таким, как Наполеон.
Федор Михайлович Достоевский создал свое творение, как полифонический роман, то есть то произведение, которому присущи «многоплановость и многоголосость». Причем полифоническим его впервые назвал литературовед М. Бахтин. Достоевский же сам говорит о том, что «слова героя о себе самом также полновесны, как и слова автора». А значит мы видим здесь и голос автора и голос героя.

Вообще термин полифония относится к музыке. Там просто голоса накладываются друг на друга, нет аккомпанемента. Но в литературе скорее всего это можно расценивать, как множество убеждений, монологов, независимость взглядов. У Достоевского все герои напрямую или косвенно соприкасаются с Раскольниковым, но у каждого свои идеи, взгляды, своя правда. Каждому автор дает право высказаться. И теория каждого имеет место быть, все их мнения равнозначны. Родион и его теория о том, что сильный и необычный человек имеет право на то, чтобы преступить законы нравственности, что в той или иной мере затрагивает многих. Например, Порфирия Петровича, который старается направить Раскольникова на мысль о признании. А также непосредственно касается и других: Разумихина, Дуни, Сони, Свидригайлова и остальных героев. Только по-разному эта теория об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях соприкасается с конкретным человеком, опровергается или подтверждается, испытывается жизнью. Вот все эти люди и создают многоголосие. У каждого из них своя судьба, каждый принимает собственные решения, просто они накладываются друг на друга и меняют судьбы.

Это произведение интересно тем, что автор выступает здесь, как один из персонажей. Он просто лишь высказывает свое мнение, не навязывая его никому другому. Все персонажи самобытны и являются отдельными неповторимыми личностями.

Adblock
detector