Сочинение: «Пьеса «На дне» как социально-философская драма, 11 класс

Примеры готового сочинения на тему «Пьеса «На дне» как социально-философская драма»  Максима Горького, 11 класс

  • Произведение: «На дне»
  • Автор: Максим Горький
  • Класс: 11 класс

Пример 1

Максим Горький написал пьесу на «На дне» в начале 20 века, когда в России был жесткий экономический кризис. Многие обнищали и скитались по стране. Люди опустились на самое «дно» жизни и не знали, как оттуда выбраться. Появляются ночлежки, превращенные сообразительными владельцами трущоб в места пребывания. Там собираются «бывшие» люди. Автор пишет эту пьесу дабы показать совсем иной слой населения.
Не смотря на то, что произведению уже больше ста лет, оно популярно и до сих пор. Эта пьеса поражает своей глубиной.  Произведение Максима Горького все еще вызывает споры по поводу философского смысла, а также образа героев.
Горький был одним из первых, кто обратил внимание на простого человека и поднял вопросы о том, какова его роль в мире и где его место. Мы видим жизнь обитателей ночлежки очень правдиво. Действие происходит в темном подвале, где нет даже стульев, а только обрубки деревьев вместо них. Здесь собрались самые разные люди из разных слоёв населения, однако сейчас они вынуждены обитать все вместе. Тут живут и вор, и проститутка, и шулер, и спившийся актер. Жизнь этого места как бы находится в отдалении от общего течения событий. Герои находятся на самом «дне», у них развилась апатия, они ничего не хотят, не пытаются менять. По речи людей тоже понятно, что они разного происхождения, например Актер часто излагается цитатами, странник Лука говорит тихо и размеренно, а Сатин использует иностранные слова. В пьесе много конфликтов, которые происходят и наяву и в мыслях герое. Некоторые попали сюда из-за горького стечения обстоятельств — это Актёр и Сатин, другие же, такие как Настя, Пепел находятся на дне уже с самого детства. В тексте мы видим два философских направления. Лука проповедует идеи светлого будущего, которые могут вселить надежду и вернуть людей к нормальной жизни. А Сатин, говорит, что жалость расслабляет людей и унижает достоинство. Понятное дело, что всем больше нравятся сладостные речи старца. Однако наставления Луки их не спасают, герои слабохарактерны и не предпринимают никаких шагов, чтобы улучшить жизнь.
Горький пытается сопоставить разные мысли и идеи, однако так и не приходит к единому мнению, заставляя читателя самому решить, что лучше, «сладкая ложь» Луки или «горькая правда» Сатина.
Автор пишет о пьесе: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это- что лучше, истина или сострадание? Что нужнее?»

Пример 2

Из биографии Горького мы знаем, что с неприглядной стороной жизни он был знаком с детства. Нищие, обездоленные, лишенные надежды люди проходили и через судьбу автора. Поэтому так реалистичны ремарки пьесы и образы героев. Горький помещает своих персонажей на дно социальной жизни, чтобы отбросить всю мишуру и обнажить душу и мысли человека.

Изо дня в день, в тесной, грязной комнатенке живут воры, проститутки, шулеры и просто неудачники. Они так привыкли друг к другу, так надоели друг другу, что даже перебрасываются злобными замечаниями как-то лениво, по привычке. Это бывшие люди, потому что у них есть прошлое, но нет будущего. По крупицам можно собрать историю их жизней до ночлежки, но  завтра и послезавтра у них повторится сегодняшний день. И они свыклись с этим, даже не пытаются вытащить себя из этой трясины. Вот она, личная драма каждого ночлежника и социальная драма пьесы.

Когда тебе нечем заняться и некуда спешить, остается рассуждать о природе человека. Для чего трудиться, чтобы поесть? Сатин смеется. Совесть? Да кому она нужна, только богатые и власть имущие могут себе ее позволить. Истина или сострадание? В этом философском споре все оказалось сложнее. В ночлежка появился ласковый старец Лука. Он считал своим предназначением выслушивать и жалеть людей. У каждого на дне есть о чем вздохнуть, и к каждому Лука подобрал нужные слова. Он дарил надежду страдающим от внутреннего беспокойства людям. Говорил о легкой смерти умирающей, верил в трагичную любовь проститутки, рассказывал алкоголику об удивительной лечебнице. Мог ли он помочь этим людям своей ложью? А ведь он знал, что лжет: «Во что веришь, то и есть». Но больница не может появиться только от чьей-то веры.

Главным оппонентом Луки в этом споре стал Сатин. Он считал, что утешительная ложь унижает человека, а людей уважать надо. Горькая правда не способна навредить, а ложь одурманивает, не позволяет трезво мыслить. Хоть автор и не дает нам однозначного ответа, не обозначает свою позицию в этом центральном споре, я склоняюсь к тому, что Сатин прав. На это указывают и события, которые с появлением Луки начинают стремительно развиваться. Размеренной жизни ночлежки пришел конец. Три смерти: естественная, насильная и суицид. Одно исчезновение и один арест. Взбудораженные ложью Луки люди стали совершать безумные поступки, которые и привели к таким драматичным событиям. Сам старец исчез так же внезапно, как и появился в ночлежке.

Пьеса «На дне» как социально-философская драма скорее задает вопросы, чем дает на них ответы, поэтому до сих продолжает оставаться актуальной.

Adblock
detector