Сочинение: “Лирическое и эпическое в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, 9 класс

Примеры готового сочинения на тему «Лирическое и эпическое в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», 9 класс

  • Произведение: «Евгений Онегин»
  • Автор: А.С. Пушкин
  • Класс: 9 класс

Пример 1

Свой роман “Евгений Онегин” Александр Сергеевич Пушкин пишет в течение целых семи лет. В посвящении П.А. Плетневу, которое стоит в самом начале романа, сам автор писал, что его творение — это плод «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Обращаясь к словам В.Г. Белинского, мы понимаем, что  Пушкин изобретает «энциклопедию русской жизни”.

Центром повествования, безусловно, является любовная тематика. Однако автор не просто указывает на чувство, которое не зародилось между Евгением Онегиным и Татьяной Лариной, он вскрывает причины того, почему это происходит. Автор включает в свой роман части, которые повествуют о детстве, юности и увлечениях героев, что показывает нам новый реалистичный метод, то есть влияние всех факторов и окружающей среды на становление личности. Пушкин, особо не углубляясь в личность Онегина, а также в психологию его характера, рассказывает о его жизни, как о самой вероятной модели поведения в дворянском круге того времени, а также о требованиях общества. Литература, а также музыка и театр – все это являлась обязательной частью жизни дворянства.

В эпической части романа Пушкин не забывает показать картины народной жизни. Мы видим, какой тяжелый труд был у крестьян, они совсем редко могли позволить себе отдохнуть. Все эти моменты дополнены и образами, и персонажами, встречающимися в словесном творчестве народа. Например, к этому можно отнести и сон Татьяны, больше похожий на сказку, и гадания. Сам облик девушки автор связывает с деревенской жизнью. Для Александра Пушкина Татьяна – идеал.

В романе Пушкин пользуется не только ритмической речью, стихотворным слогом, но и поэтичными отступлениями. Сам же Пушкин играет здесь несколько ролей. Прежде всего он выступает, как повествователь. Мы видим много лирики, относящуюся к бытовым темам, а также показывающую мнение автора. Также автор предстает перед нами, как друг Онегина и покровитель Татьяны. И наконец, Пушкин дает биографические отступления: “мне скоро тридцать лет”, “мы все учились понемногу”.

В этом романе автор показывает нам свое мастерство, потому что у него получается создать какой-то новый более реалистичный метод написания. Этот прием напрямую связан с изображением действительности с помощью широты эпических взглядов. Сам автор в конце VII главы писал: «Благослови мой долгий труд, о ты, эпическая Муза!».

Художественная неповторимость, а также уникальность этого текста создаются благодаря лирическим отступлениям. Большую роль играет и горячее бережное отношение автора к жизни, обнажающее нам душу поэта, что и составляет большую лирическую часть произведения.

Пример 2

Когда речь заходит об эпохе Пушкина, в моей голове всплывают картины, нарисованные самим поэтом в “Евгении Онегине”. Так ярко, так реалистично, так мастерски у него это получилось! Пушкин на сотне стихотворных страниц воссоздал целую эпоху российской жизни: город и деревню, быт и праздники, нравы, увлечения, отношения между людьми. Или как метко определил Белинский, роман” Евгений Онегин” — это “энциклопедия русской жизни”.

Пушкин использует интересный прием: чтобы понять внутренний мир главных героев, он повествует о той атмосфере, в которой рос герой, о его нынешнем быте и окружении. То есть, через эпическую линию мы погружаемся в лирическое, чувственное ядро поэмы.

Любовная история Евгения Онегина и Татьяны Лариной с несколькими встречами и двумя объяснениями — главная сюжетная линия поэмы. А от неё тянутся и раскручиваются множество ниточек.

Мы знакомимся с молодым повесой, который живёт в роскоши. Вся его жизнь в городе — балы и театры, любовные приключения и праздные разговоры. Впрочем, это все ему уже наскучило. Он типичный представитель молодого поколения дворянства. Ни особого ума, ни интересов, ни способности на глубокие чувства. Даже понятие дружбы ему незнакомо: исключительно из скуки он устраивает ссору с Ленским, а после стреляется с ним на дуэли.

Через образ Татьяны мы погружаемся в мир русской провинции, где разговоры не так изысканны, о грибах да о нивах, а дамы не ведут интриг в общении с мужчинами.

Два разным мира, Онегина и Татьяны, сталкиваются, чтобы изменить друг друга и встретиться позже совершенно другими. Счастья не случилось, и Пушкин пытается разобраться в причинах. Опять же, чувственное, лирическое вытекало из внешнего, эпического. Татьяна томилась ожиданием того самого любимого из французских романов, поэтому не смогла разглядеть в Онегине холодного эгоизма. Онегин же так пресытился ленным образом жизни, лёгкостью любовных побед, что не смог разбудить свое заснувшее сердце.

Образ самого автора на страницах романа многогранен. Пушкин вводит в повествование и моменты своей биографии (ссылка, лицейские воспоминания), и свое отношение к героям. Так, мы видим покровительство над Татьяной, она любимица поэта, именно ей он доверяет исконно русскую, народную линию через гадания, толкование слов и беседы с няней.

Многоплановость романа восхищает и вызывает желание окунуться глубже в исследование эпоса и лирики произведения.