Сочинение на тему: “Нравственное значение рассказа В.Г. Распутина “Уроки французского”, 6 класс

Примеры готового сочинения на тему «Нравственное значение рассказа Уроки французского» В.Г. Распутина, 6 класс

  • Произведение: «Уроки французского»
  • Автор: В. Г. Распутин
  • Класс: 6 класс

Пример 1

В.Г. Распутин – автор, который в своих рассказах акцентирует внимание на жизненных ценностях, играющих важную в современном мире.
Героем рассказа является деревенский мальчик. Его семье живется нелегко, мать в одиночку воспитывает троих детей, которые прекрасно знают, что такое голод. Однако она решает отпустить мальчишку в город, чтобы он продолжил там учебу. Конечно, ей страшно отпускать ребенка одного, однако она понимает, что “хуже уже не будет”. У мальчика есть тяга к знаниям, он целеустремлен, поэтому не хочется, чтобы он все это потерял, сидя в деревне. Ребенку тяжело одному, он страдает по дому и материнской ласке. Герой постоянно голодает, тех крох, которые передает ему мать раз в неделю едва хватает на пару дней. Но он понимает, что она и так отрывает последнее от себя и его брата с сестрой. Мальчик пытается выжить как может, однажды он увидел, как местные ребята играют на деньги. Со следующих посланных матерью рублей он тоже начинает играть. Теперь ему хватает хотя бы покупать себе молоко. За то, что он очень хорошо играл, его и избили мальчики постарше. Когда он заявился в школу с синяками, учительница французского Лидия Михайловна заметила это и спросила, откуда синяки. Однако мальчик не ответил, он не хотел никого сдавать. Но его одноклассник Тишкин не умел держать рот на замке и выложил все как на духу. Лидия Михайловна не стала ругать ребенка или поднимать из-за этого шум. Учительница поговорила с мальчиком один на один после уроков, узнала, зачем он играл, и поняла, какого ему живется. Она, конечно же, знала, что такие игры и драки ничем хорошим не закончатся. И тогда женщина придумала хитрый путь. Она приглашала мальчика к себе домой на уроки французского, чтобы помочь ему улучшить произношение, а сама каждый раз пыталась его ненароком накормить. Однако малец оказался на редкость упрям и от еды наотрез отказывался. Лидия Михайловна решила действовать по-другому. Она сама начала играть с ребенком на деньги. Она понимала, что он очень горд и просто так деньги бы не взял, а вот честно выигранные мог. Однако их играм приходит конец, когда директор школы, живущий в этом же доме, заходит в гости и застает их за таким постыдным занятием. Надо отдать должное Лидии Михайловне. Она всю вину взяла на себя и не подставила ребенка. Ее выгнали из школы, и ей пришлось ехать домой на Кубань. Никто и не стал разбираться, почему же учительница играла с ребенком, всем было все равно, что мальчик едва стоял на ногах от недоедания. Лидией Михайловной руководили добра, отзывчивость и чуткость. Она пожертвовала работой ради ребенка. Когда она уехали, то все равно не забыла своего ученика, с Кубани прислала ему посылку с макаронами и яблоками.

Автор показал истинное нравственное значение рассказа, через такие качества людей, как отзывчивость, доброта, чуткость и желание помочь другому.

Пример 2

Рассказ “Уроки французского” сам Распутин называет автобиографичным. В нем он вспоминает тяжёлое послевоенное время, себя, голодного мальчишку, в дали от дома и ту учительницу, которая осталась в памяти на всю жизнь. Прототипом учительницы французского стала Анастасия Прокопьевна Копылова.

История общения главного героя, безымянного пятиклассника, и Лидии Михайловны — это история о нравственном выборе. Учитель даёт мальчику самые настоящие уроки доброты, но в каждом из эпизодов она могла поступить иначе. Однако её выбор всегда был в пользу ближнего, это был выбор сострадания и желания помочь голодному и одинокому ребёнку.

Перед первым выбором учитель стояла, когда узнала, что главный герой играет на деньги в чику. Предать его позору перед всей школой, как это сделал бы директор, или попытаться разобраться в ситуации? Лидия Михайловна выбирает откровенный разговор.

Узнав, что мальчик голодает, поэтому и вынужден зарабатывать себе на молоко азартным путем, она могла бы вздохнуть и забыть об этом. Но человек с большим сердцем не может отвернуться от чужой беды. Учительница с хитринкой во взгляде объявляет, что будет заниматься с мальчиком французским произношением у себя дома. Робеющий ребёнок не сразу понял, что его заманили, чтобы накормить. Каждый раз, когда приходит время принять угощение, он убегает, потому что стесняется, чувствует себя неловко.

Лидия Михайловна умна, она продолжает придумывать способы ненавязчиво помочь мальчику: сначала анонимную посылку с продуктами прислала, а потом и вовсе решилась на безобидную, но запретную игру на деньги. Это был рискованный выбор. Как учитель она не имела право на денежные игры с ребёнком, но теперь у мальчика всегда был заветный рубль на молоко, потому что он постоянно выигрывал.

Лидия Михайловна подобрала ключик к мальчику, смогла использовать его слабость к играм, чтобы обеспечить ребенка едой. Да, это было неправильно, но на чаше весов было здоровье мальчика, страдающего малокровием от недоедания. Что же важнее: собственное благополучие или забота о ближнем? Учительница французского сделала свой выбор. За это ей пришлось оставить место работы и уехать из города. Издалека она продолжила помогать, прислала посылку с макаронами и яблоками, которые он раньше видел только на картинках. Лидия Михайловна навсегда осталась в памяти героя эталоном доброты, жертвенности и человеколюбия.

Оцените, на сколько материал был вам полезен
[Всего: 27   Средний:  4.6/5]