Сочинение: «Тема труда в рассказе А.П. Платонова «Никита», 5 класс

Примеры готового сочинения на тему «Тема труда в рассказе А.П. Платонова «Никита», 5 класс

  • Произведение: «Никита»
  • Автор: А. П. Платонов
  • Класс: 5 класс

Андрей Платонович Платонов – великий писатель. Из-под его пера вышло много замечательных произведений, которые занимают достойное место в русской литературе. Один из его рассказов «Никита», повествующий о жизни детей в военное время, был написан автором в 1945 году.

Главный герой произведения – мальчик Никита, отец которого ушёл на фронт. Никите всего пять лет, но ему приходится оставаться дома одному, потому что мать уходит утром в поле трудиться. Ей нужно ходить на работу, ведь кормить мальчика надо. Несмотря на то, что у нее дома остается маленький ребенок совсем один, мать все равно не может быть с ним, потому что ей нужно сейчас быть главой в доме, пока нет отца. Поэтому мать оставляет хозяйство на ребенка, тем самым показывая, что относится к нему, как к взрослому, что она может на него положиться, и даже даёт задание по хозяйству, так что даже мальчишке в военное время приходится учиться трудиться. Автор рассказывает нам об одном дне Никиты. Он ходит по двору, потом по избе, и все вещи кажутся ему живыми. Ему видятся змеи, великан и человечки, живущие в колодце. При этом каждое существо со своим характером. Конечно, больше всего его страшит старый пень посередине двора. А самым добрым ему кажется солнце, он решил, что на нём живет дедушка, которого он очень любил, но который уже умер. Из-за того, что он проводит целый день один, мальчик начинает разговаривать с предметами. И когда солнце уходит за облака, ему кажется, что он остался один-одинешенек, что даже дедушка его оставил. Никита в страхе бежит к матери на поле, но засыпает по дороге, настолько сильным было его потрясение.

Однако тот день был и особенным: с войны вернулся отец. Теперь Никита был уверен, что бояться нечего – папа всех победит. Сначала он разрубил пень, и вот самый страшный враг Никиты повержен. Потом отец стелил пол, а мальчику поручил помогать ему: выпрямлять гвозди. Тут же Никите почудилось, что гвоздики – это добрые человечки, а отец сказал, что мальчик своим трудом сделал их такими.

Автор пытается показать нам, что всё вокруг преображается, если трудиться и делать это с любовью. Всё, что выдумано воображением Никиты было злым, а значит непрочным, зато то, что сделано руками и с усердием, наоборот, будет более крепким. Мальчик говорит очень правильную фразу: «Давай все трудом работать, и все живые будут». И этим человеческим трудом восхищается автор в своём рассказе.