Сочинение на тему: «Чацкий и фамусовское общество — конфликт двух эпох» в пьесе «Горе от Ума» А.С. Грибоедова, 9 класс

Пример готового сочинения на тему «Чацкий и фамусовское общество — конфликт двух эпох» в комедии «Горе от Ума» А.С. Грибоедова

  • Произведение: «Горе от Ума»
  • Автор: А.С. Грибоедов
  • Класс: 9 класс

Пример 1

Александр Сергеевич Грибоедов в своем произведении «Горе от ума» рассматривает общественный конфликт. Это произведение считалось новаторским для 19 века. Автор говорит с презрением о дворянском обществе, осуждает его.

Центральным конфликтом является противостояние Александра Андреевича Чацкого и фамусовского общества. Действие пьесы происходит в доме Петра Афанасьевича Фамусова, являющимся управляющим казенного дома. Он занимает определенное положение в Москве. Соответственно и круг общения он выбирает, опираясь лишь на собственные интересы и выгоду. К обществу Фамусова мы можем отнести его секретаря Молчалина и полковника Скалозуба. Их можно с уверенностью отнести к людям века минувшего. Они являются сторонниками всего укоренившегося. Это общество совершенно недовольно веяниями всего нового. Им не нравится мода на иностранное, однако их недовольство выражается лишь в раздражении. Действовать они не готовы, для них важна лишь репутация, и главное, чтобы никто ничего дурного при них не сказал.

У Чацкого же совершенно противоположное мнение. Когда он возвращается на родину после трех лет странствий, то очень опечален тем, что город совершенно не изменился. Все осталось так, как было, лишь немного сменилась обстановка, но нравы у общества все те же. Юноша не против службы, но Чацкому не нравится прислуживать другим. Он считает это унизительным. О чем говорит его знаменитая фраза: » Служить бы рад, прислуживаться тошно.»

Сам конфликт зарождается, когда Чацкий приезжает домой. Он видит, что Софья влюблена в кого-то, но пока не понимает в кого. В итоге любовные прения выливаются в социальный конфликт, в котором Чацкий противостоит в одиночку обществу Фамусова. Он не смог раскусить Молчалина. В итоге с легкой руки Софьи, разнесшей слухи, он еще становится и сумасшедшим. Общество приписывает ему диагноз. А Фамусов отказывает ему от дома.

А.С. Грибоедов в своем произведении показывает дворян, которые боятся каких-либо перемен. Общество и не принимает Чацкого, он видит их пороки и смело на них указывает. Чацкий любит свободу и дорожит ей. А вот эти люди засели в клетках, из которых бояться высунуть носы. Юноша считает, что перемены необходимы, а общество отвергает эти новаторские идеи. В этом и заключен конфликт поколений. В итоге Чацкий проигрывает обществу, поскольку он один и последователей у него нет. Но это пока. Все меняется, время идет.

Пример 2

К трагичным событиям 1825 года Россия идёт долго. Становятся популярными тайные общества и течения. В умах молодых и прогрессивных рождаются мечты о переменах. Обычно, это люди, побывавшие за границей в длительных путешествиях или на обучении. Они вырываются из оков российского дворянства, остановившегося в своём развитии, и теперь умеют мыслить по-другому.

Чацкий — один из таких людей. Он три года не был в Москве. Вернулся и спешит в дом, где часто бывал в юношестве, там любимая София. То, что раньше казалось привычным, теперь ужасает главного героя и даже вызывает отвращение.

Надо сразу сказать, что единомышленников Чацкого на страницах комедии нет, он один противопоставлен целому обществу.

Что же человек нового поколения вменяет «веку минувшему»?

  • Чинопочитание. Фамусов рассказывает историю о дяде Максиме Петровиче, который при дворе оступился в день приема и упал. Государыня одарила его улыбкой, и он еще три раза нарочно падал, чтобы веселить почтенных господ. «Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб». По мнению Фамусова, учиться нужно такому, а не быть гордецами.
  • Страх. «Прямой был век покорности и страха,/ Всё под личиною усердия к царю».
  • раки по расчету. «Будь плохенький, да если наберется/ Душ тысячки две родовых, — Тот и жених».
  • Отсутствие своих суждений. «А, впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».
  • Неповоротливость, лень. Чацкий встречает в доме Фамусова своего полкового товарища, который когда-то был резвым офицером, а сейчас женился, живет в скуке и мнимых болезнях.
  • Сплетничество. Вскользь высказанная мысль о том, что Чацкий не в своем уме, разносится по гостиной с изысканно выдуманными подробностями. Кто-то даже вспомнил, как его матушка восемь раз с ума сходила.

Главный герой понимает, что гости Фамусова — типичные представители московского дворянства. Даже София, к которой он так спешил, успела впитать в себя все прелести фамусовского воспитания. Для нее лицемерный тихоня Молчалин — достойный человек.

Чацкий дерзок и несдержан. Его речь пестрит изобличительными репликами, которые в скором времени разойдутся на цитаты. «Горе от ума» входит в список самых узнаваемых произведений русской литературы, настолько емко и умно сумел Грибоедов противопоставить взгляды своего героя закостенелому аристократичному обществу. «Служить бы рад, прислуживаться тошно». «А судьи кто?» «Дома новы, а предрассудки стары».

Adblock
detector