Сочинение на тему: “Тема России” в пьесе “Горе от Ума” А.С. Грибоедова, 9 класс

Пример готового сочинения на тему «Тема России» в комедии “Горе от Ума” А.С. Грибоедова

  • Произведение: “Горе от Ума”
  • Автор: А.С. Грибоедов
  • Класс: 9 класс

Пример 1

“Горе от ума” было написано Александром Сергеевичем Грибоедовым в первой половине 19 века. Это произведение считалось новаторским для того времени. Автор говорит с презрением о дворянском обществе, осуждает его.

Действие пьесы “Горе от Ума” происходит в доме Петра Афанасьевича Фамусова, управляющего казенного дома. Он занимает определенное положение в Москве. Именно в его образе и в образах его окружения предстает перед нами Россия. Мы видим нарисованную автором панораму города в непростое время. Отечественная вона 1812 года закончилась. В обществе прогрессируют новые идеи, их носителями является новое поколение. Русский народ осознает свою значимость.

Александр Андреевич Чацкий является главным героем произведения. В его образе мы видим черты, присущие молодежи того времени. Чацкий противопоставлен всему фамусовскому обществу, которое настолько устарело, что не желает отказываться от своих привычек. А что же Москва? Автор описывает город глазами Чацкого, вернувшегося после трехлетних путешествий по свету. Герою кажется, что после войны все должны были измениться: и восстановленный город, и люди. Но все совсем не так. Только лишь немного сменилась обстановка, а нравы и предрассудки остались прежними. В доме Фамусова собирается все то же общество, которое привыкло проводить дни в праздных кутежах. Иногда они заговаривают о правительстве, но их речи – пустая болтовня. Еще одной чертой, которую автор совершенно не любит является неуважение к своему языку, культуре. Дворяне, разговаривая, постоянно смешивают русский с французским. Это выглядит нелепо. Но к сожалению, это модно. Даже для своих детей дворяне выписывают иностранцев, потому что так надо, никто и не думает о качестве образования. Основным времяпрепровождением являются обсуждения, распускание сплетен. Чацкий становится также центром таких слухов. Софья рассказывает всем, что он сумасшедший. Поэтому все спокойны: в таком состоянии он не представляет опасности, а поэтому своими взглядами не сюжет потревожить уже застоявшиеся идеи и уклад жизни фамусовского общества.

Грибоедов показывает нам те времена, когда общество было зациклено на своих привычках, они не хотели ничего менять. Однако время идет, новые веяния не за горами, и все равно все поменяться. Только вот тем, кто сидит в закрытой клетке и не пытается хоть немного оттуда выбраться будет очень тяжело.

Пример 2

Чтобы разобраться в идейном содержании комедии “Горе от ума” необходимо понять предпосылки написания такого произведения. Последние правки Грибоедов вносил в 1824 году, незадолго до восстания декабристов. К этому времени в воздухе уже витали новые веяния и желание молодых изменить свою родину, избавиться от нерушимых канонов жизни аристократического общества, которое не давало России двигаться вперед в своем развитии.

Ярким представителем такого общества в комедии становится Фамусов. Его речь пестрит доказательствами скудоумия и своеобразного патриотизма. Для Павла Афанасьевича неприемлемо все иностранное, без разбора на нужное и бессмысленное. Он просто не способен расширить границы своей жизни, своих знаний. Фамусов сетует на “вечных французов”, которые губят сердца и карманы: “Оттуда моды к нам, и авторы, и музы”. Ворчит он и о приезжих учителях: “Дались нам эти языки! Берем же побродяг…”

Действительно, погоня за всем французским в какой-то момент приобрела в России небывалые масштабы и даже комичную форму. Состоятельные люди приглашали для обучения своих детей профессионалов, а те, кто не готов был платить хорошо, зачастую нанимали в качестве гувернеров французов из простонародья, самих с сомнительным образованием. Важно было сохранить лицо, жить как все: “Чтоб наших дочерей всему учить, и танцам, и пенью, и нежностям, и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам”. Результат такого образования можно наблюдать прямо во время приема в доме Фамусова. Молодые девицы глупы, все, что умеют это жеманничать, обсуждать фасоны шляпок и приглядываться к женихам с состоянием. Фамусов даже обозначает главный признак патриотизма у дам: “К военным людям так и льнут, а потому что патриотки”.

Чацкий метко подмечает про смешенье языков “французского с нижегородским” даже на съездах и больших приходских праздниках, намекая на бессмысленное копирование чужой культуры.

Через московское барское общество Грибоедов пытается раскрыть все недостатки российского уклада жизни, которому пора меняться. В мире, где царит чинопочитание, лицемерие, взяточничество, безделье и нежелание учиться, нет будущего. Чацкий с его резкими суждениями и метким высмеиванием обывателей гостиных должен разбудить неповоротливую, архаичную Россию. Его дело продолжат декабристы уже в 1825 году, а пока только они и принимают восторженно выход комедии в свет.

Оцените, на сколько материал был вам полезен
[Всего: 1   Средний:  5/5]